Как нарисовать руку — основы анатомии человека от А до Я. Урок по рисованию для начинающих с рекомендациями от художника

Если посмотреть на руку как творение биологической эволюции, то её можно без сомнения назвать произведением искусства. Благодаря расположению пальцев человек научился трудиться и изобретать множество предметов.

Однако, многие новички в художественном ремесле задаются вопросом: как правильно рисовать руки? Казалось бы, всё достаточно просто — взять небольшое зеркало и ориентироваться по нему. Некоторые даже ставят руки на холст и срисовывают контуры пальцев и ладони; но этого бывает недостаточно.

На самом деле такое занятие считается довольно сложным. Чаще всего художники заставляют свои творения «прятать» руки в карманы или за спину, при этом напрочь забывая о том, что они всегда находятся перед глазами.

Из чего состоит рука человека

Когда речь идёт о руке, то важно понимать, из чего она состоит.

  • Надплечье — самая верхняя часть, которая непосредственно примыкает к телу. Её проще всего изображать как овал. Если художнику хочется подчеркнуть мускулы, то ему нужно знать широкую и узкую стороны предплечья — там располагаются брюшки мышц и сухожилия соответственно.
  • Плечо располагается непосредственно между надплечьем и локтём. Его лучше представлять как прямой цилиндр. Для «накачанных» персонажей на рисунках важно подчеркнуть бицепс и трицепс на передней и задней сторонах плеча.
  • Локоть позволяет сгибать и разгибать руку. Обычно он в 2 раза меньше надплечья — поэтому его рисуют как небольшой шарик. Когда дело касается детализации мышц, то художникам достаточно выделять три точки сустава (внутренний и наружный мыщелки, а также сам локоть) и далее ориентироваться по ним.
  • Предплечье соединяется с локтевым суставом и запястьем ладони. Оно примерно одинаково по размерам с плечом, но рисуется как лёгкая кегля для боулинга. Разгибающие и сгибающие мускулы отмечаются по его сторонам.
  • Последний элемент — это ладонь с пятью пальцами. Она соединяется с предплечьем при помощи запястья, образно рисуемого как маленький шар (поменьше, чем локоть). Чаще всего эта область требует наибольших усилий, чтобы успешно и максимально точно отобразить все детали на полотне.

Рисуем ладонь и пальцы изнутри

Перед тем как начинать изображать ладони и кисти пальцев, художнику не помешает обратить внимание на анатомию этих частей тела. Среди двухсот костей человеческого организма только 54 приходятся на передние конечности (по 27 в каждой).

Особенно важно учитывать то, что по задумке автора изображаемый персонаж может совершать определённый жест — согнутые либо разогнутые пальцы тоже требуют мельчайших деталей.

  • Для наглядности ладонь изображают в форме овала, от которого затем выходят пять пальцев: Их можно представить как цилиндры — по 3 на каждый.
  • Если они сгибаются в разных местах, то фигуры также можно наклонять в зависимости от жеста.
  • Многие делают ошибки, принимая пальцы за ровные и прямые части руки; поэтому в помощь приходят точки, расставляемые в местах соединения костей и образующие арки.
  • Такие дуги помогают отыскать суставы. Другая заметная деталь — естественный изгиб мизинца и безымянного пальца в сторону среднего.

При рисовке жестов следует опираться на правило: костное строение большого пальца позволяет ему свободно двигаться, в то время как остальные четыре связаны между собой.

Нюансы движения

Для безупречного рисунка руки художник должен понимать, как двигается ладонь.

  • Внутренняя сторона: место соединения четырёх пальцев двигается вместе с ними, в то время как большой палец сгибается внутрь ладони. Её тыльная сторона, отвечающая за мизинец, также подвижна — но в гораздо меньшей степени.
  • Значительная часть внешней стороны ладони, соединяющая указательный, средний и безымянный пальцы — неподвижна.

Как рассчитать пропорции руки

Для соблюдения пропорций на рисунке важно знать длину указательного пальца.

  • От него измеряется наибольшее возможное расстояние к большому (1,5) и безымянному (1).
  • Другой величиной служит угол между вытянутым мизинцем и большим пальцем: В идеале он составляет девяносто градусов.
  • Чаще всего размер руки определяется по среднему пальцу — она примерно вдвое больше его длины.
  • Мизинец доходит до самого верхнего сустава безымянного пальца, равного по размерам указательному.

Однако, простор свободы неограничен — художнику вовсе необязательно следовать пропорциям, так как у разных людей бывают разные строения рук.

Дополнение деталей рисунка

Далее следует эстетический этап: придание руке дополнительных деталей — складок, ногтей, выделения суставов и линий на ладони.

Для детального рисунка ногти обязательны. Также как и сами пальцы, они могут отличаться от персонажа к персонажу, но для рисования их длина чаще всего составляет половину от расстояния до ближайшего сустава.

Когда дело касается кривизны ногтей и их границы с кожей, то их можно отображать как угодно: Художнику необязательно склоняться в сторону реализма.

В зависимости от пола и возраста персонажа на рисунке руки нужно изображать, опираясь на следующие «постулаты».

  • Детские ладони поменьше взрослых — но они толще, чем пальцы.
  • Отличить мужское от женского довольно просто: угловатые формы и утолщённые линии подходят для первых, в то время как у вторых наблюдается своеобразная грация — округлые формы и несколько меньшие размеры.
  • Гораздо больше штрихов требуется для персонажей почтенного возраста, так как их руки испещрены морщинами, а костяшки суставов отчётливо проступают.

Советы по рисованию рук

Художник не должен ограничивать себя фантазией, когда дело касается рисования рук — простые наблюдения за разными людьми помогают лучше понимать анатомию.

  • Физические параметры персонажа тоже играют роль. Пол, возраст, конструкция тела определяют необходимые размеры линий пальцев и ладони.
  • Штрихи и быстрые зарисовки рук (как чужих, так и собственных) — отличный инструмент, который позволяет не обращать внимания на правильность пропорций.

Лучше всего прорисовывать руки в разных положениях, ориентируясь на отражение в зеркале.

Фото примеров рисунка рука человека